Свято-Казанский мужской скит. Урочище Акиньшино

Адрес: Россия, Владимирская область, район Вязниковский, посёлок Мстера

Иеромонах Севастиан
Настоятель Свято-Казанского мужского скита

Попросить помолиться

Проскомидия


Пожертвовать

Полунощница


Пожертвовать

Молебен


Пожертвовать

Панихида


Пожертвовать

Неусыпаемая псалтырь


Пожертвовать

Именной кирпичик


Пожертвовать

Пожертвовать храму

ИСТОРИЯ

Среди лесов и полей, на высоком холме у тихой речки Тары стоит древнее село Акиньшино. 5 километров отделяют его от знаменитого посёлка Мстёра Вязниковского района Владимирской области. Места здесь живописные и многие паломники отправляются именно сюда, в этот удивительный, поистине святой уголок России. Кто хотя бы однажды посетил Акиньшино, тот долго не забудет красивейшего места и благодатного влияния его на дух и сердце своё.                                                    
     
   Владельцы села Акиньшино
     
     Точное время основания села не известно. С древности остались лишь предания, передаваемые из уст в уста среди местного населения о загадочном белом камне – алатарь да исцеляющем святом источнике. Первое письменное упоминание об Акиньшино относится к 1628 году. В выписи с книг Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова указывается, что земли эти принадлежали к имениям князей Ромодановских и назывались пустошью Алатарь Теренинское селище, а также Акиньшино или село Богородское.
     
 До 1861 года владельцы села менялись. В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Земли первоначально принадлежали всему роду, а с 1802 года – Степану Борисовичу Куракину, с1806 года – его супруге Екатерине Дмитриевне. Она лично посетила Акиньшино в 1812 году, ища спасение от французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к её племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому. Он вносил богатые вклады для Казанского храма и открыл при нём народное училище в 1843 году, называемое «Дмитриевской школой». 7 июня 1848 года погиб его единственный сын Николай и Приклонский продал земли действительному статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову, который стал последним владельцем Акиньшино.    
     

   Церковное строительство в Акиньшино

     
 В центре села возвышается Казанский храм. Облик его менялся неоднократно. В древних актах начала 17 века упоминается деревянная церковь, но за многие годы её существования она обветшала. Храмозданная грамота Иоакима – епископа Суздальского и Юрьевского, в 1729 году давала разрешение на строительство новой деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Казанской. В 1815г. местный священник Иван Бутеев и уполномоченный от прихожан крестьянин деревни Зубариха Семён Савельев обратились к Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой о дозволении вместо деревянного храма построить каменную церковь – двупрестольную с колокольнею. После получения Храмозданной грамоты 26 июня 1815 года, прихожане начали изыскивать средства. Деньги были собраны от зажиточных крестьян, а доставка и приготовление стройматериала произведены всем миром. В 1816 году священник Иван и прихожане заключили соглашение с каменщиком Гороховецкого уезда Герасимом Никифоровым. Он обязался построить храм и колокольню за два года.
     

Иеромонах Севастиан рассказывает история скита


     
  8 (21) июля 1816 года в честь храмового праздника иконы Казанской Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 году в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской, а придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при нём колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным.    
     
     
   
     
 Расписан храм в 1855 г. небогатой живописью ценою в 600 рублей. В иконостасе, по описанию местного краеведа И.А. Голышева в 1876г., были древние иконы: Образ Казанской Пресвятой Богородицы начала 17 века (венец серебряный, каменья 8 сердоликовых больших с блёстками золотыми, убрус шит золотом по атласу, нитка половинчатого жемчуга); икона Преображения Господне (17 век) с вызолоченным венцом; икона Тихвинской Божьей Матери (1723 г.), украшенная вызолоченным венцом, жемчугом. Другие иконы написаны мстёрскими иконописцами Иваном и Львом Корягиными в 1820 г. В церковной ризнице хранились многочисленные пожертвования помещиков и прихожан, представляющие замечательные образцы русского художественно – прикладного искусства. Таким образом, окончательно архитектурный ансамбль Казанского храма сформирован в 19 веке. Подробное описание его составили: И.А. Голышев (краевед – литограф) и отец Иван Воскресенский, опубликовавшие свои работы в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей» 1876 г., 1877 г.   

 

 
   
 
   
     
   Священнослужители Казанского храма
     
   До 1869 года притч храма был четырёхчленный и включал: священника, диакона, дьячка, пономаря. Пономарское место закрыто в 1869г., а в 1876г. и место диакона. Нам известны имена лишь некоторых священнослужителей: Федот Иванов (1672г.), Иаков Осипов (1674г.), Дмитрий Иаковлев (1729г.), Трофим Андреев (1795г.), Иван Алексеев (1796 – 1808 г.), Иван Бутеев (1808 – 1833 г.), Андрей Веселовский (1933г.).
     
   Настоятели храма в 17 – 18 веках были люди малограмотные. Получили лишь домашнее обучение в чтении, церковном пении и письме, но в 19 веке имели уже семинарское образование и занимались преподавательской деятельностью. Особенно хочется отметить Ивана Бутеева и Андрея Веселовского.
     
  
     
   Иван Бутеев – сын священника. С 12 лет служил в церкви Акиньшино пономарем, дьяконом и после смерти своего отца священником. При нем начато и закончено устройство каменного храма. Сам отец Иван внес на строительство 300 рублей ассигнациями. В своем доме обучал крестьянских детей чтению и письму. Погребен в южной стороне алтаря Казанской церкви.
     
   Вторым устроителем храма был Андрей Веселовский. Уроженец Гороховецкого уезда, закончил Владимирскую духовную семинарию. Он не только священник, но и учитель для крестьянских детей. По ходатайству отца Андрея к помещику Приклонскому в Акиньшино было открыто народное училище, где он преподавал до 1870года. За свою деятельность награжден епархиальным начальством: набедренником (1852г.), бархатной скуфьей (1855г.), бронзовым наперсным крестом (1857г.), бархатной камилавкой (1862г.), орденом святой Анны III степени.
     
   Нам не известны имена священнослужителей второй половины 19 века и начала 20 века. Но уже сейчас мы можем утверждать, что Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиньшино. Священнослужители не только «лечили» души прихожан, но и обучали их чтению, письму и счету, заботились о неимущих, сиротах, принимали паломников. Народ просто тянулся в этот благословенный край. Приходили не только больные душой, но и телом, получая здесь исцеление.
     
 Приход Казанской церкви  
     
     Приход Казанской церкви включал 9 полных поселений: Акиньшино, Зубариха, Городок, Медведево, Свиново, Яблонцы, Лосья, Семыни, Носково и 1 дом деревни Черноморье. Первой прекратила свое существование деревня Городок в пятидесятые годы 20 века, другие деревни – 60 – 70 годы. Акиньшино существовало до 1980 года.
     
   Трагедия храма в 20 веке
     
 

20 век – это особая, трагическая страница в истории Казанской церкви. В России закрываются храмы, гонениям подвергаются их служители. Этой участи не избежала и Казанская церковь села Акиньшино. В 1932г. сброшены колокола. У хранительницы церковных древностей О.Н. Черникеевой насильно отняли ключи представители облисполкома и вывезли в неизвестном направлении древнейшие иконы и другую утварь. В 30-е годы в Акиньшино был создан колхоз «Трудовик». Казанский храм превращен в склад для хранения инвентаря и зерна. Церковь опустела и была осквернена в 80-е годы: купол, стены дали трещины и постепенно разрушались. Редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углем расписывали стены.

 

   
   
 
     
   Столетиями создавался ансамбль Казанского храма. Поколения 20 века разрушили его в течение нескольких десятилетий.
     
Возрождение   
     
    В 2001 году в Акиньшино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 году здесь открыт Свято – Казанский скит Богоявленского монастыря, возглавляет его иеромонах Авраамий (с 2007 – Севастьян). Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, ведется реставрация храма. У подножия холма восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Вода источника уникальна – богата минералами, чиста и считается святой, так как исцеляет, освежает и придает силы паломникам. Русские церкви представляют собой большое чудо. Религиозные обители – это красота не только в камне, но главное – в душах людей. Церковь – всегда была оплотом духовности русского народа, его силой.
     
   
     

 

Фотогалерея

Видео

На картах